К 120-летию со дня рождения Позднякова Каюма Хусаиновича (1897-1960), советского кинорежиссера, первого татарского кинорежиссера-документалиста.

1920-е годы считаются началом расцвета кинематографии в ТАССР. В Казани появляются первые киноаппараты: профессиональные - для съемок полнометражных художественных фильмов, облегченного типа – для хроникально-документальных фильмов.

Острая нехватка своих кадров заставила правление «Таткино» отобрать талантливую молодежь для учебы в Москве. Для подготовки квалифицированных режиссеров, операторов и других специалистов кинодела правление «Таткино» командировало семь человек в Государственный техникум кинематографии и сделало их стипендиатами республики. Среди первых стипендиатов «Таткино», а позже ТУЗП и Совнаркома Татарской АССР был и будущий татарский кинорежиссер-документалист Каюм Хусаинович Поздняков.

Уже в годы учебы в качестве практиканта стипендиат Каюм Поздняков участвовал в «Таткино» в съемках хроники.

В 1927 году К.Х. Поздняков участвовал в качестве помощника режиссера Ю.В. Тарича в подготовительной и в основных работах по съемке фильма «Булат-Батыр» - первого художественного кинофильма на татарской национальной основе о драме вождя кычкынларов Булата–батыра, разворачивающейся на фоне бурных событий социально-политической жизни России конца XVII - начала  XVIII веков, времен пугачевского движения. Создатели фильма старались максимально придерживаться документально-исторической точности при съемке мест, связанных трехвековой давностью событиями. Как отмечалось в прессе, это была первая по грандиозности киносъемка из всех, которые до сих пор проводились в Казани.

В 1928-1929 годах после окончания кинотехникума Поздняков на студии «Востоккино», работает помощником режиссера на съемках фильмов «Мари-Кужэр» (режиссер Б. Шелонцев), «Комета» (режиссер В. Инкижинов). В этих фильмах он снимается и как актер.

В 1930 году Каюм Поздняков в качестве ассистента режиссера и уполномоченного правления «Востоккино» принял участие в съемке еще одного знакового фильма «Татарстан. Страна четырех рек» (режиссер (режиссер А.Дубровский). Это был первый большой документальный кинофильм о нашей республике.

После выхода картины, Каюм Поздняков посвятил себя документальному кино. За двадцать лет своей творческой деятельности К. Поздняков создал более ста хроникально-документальных фильмов.

В выставке представлены кадры из фильмов «Булат-Батыр», «Татарстан. Стана четырех рек», хранящихся в ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан».

Булат-Батыр. Кадр из фильма «Булат-Батыр» (1927 г.)
Дворяне. Кадр из фильма «Булат-Батыр» (1927 г.)
В лагере повстанцев. Кадр из фильма «Булат-Батыр» (1927 г.)
В полевом лагере повстанцев. Кадр из фильма «Булат-Батыр» (1927 г.)
Исполнитель роли Председателя правительства Т.Мратхузина. Кадр из фильма «Татарстан. Страна четырех рек» (1930 г.)
Юный работник типографии. Кадр из фильма «Татарстан. Страна четырех рек» (1930 г.)
Многонациональный народ Поволжья строит социализм. Кадр из фильма «Татарстан. Страна четырех рек» (1930 г.)
Исполнитель роли Мулланура Вахитова. Кадр из фильма «Татарстан. Страна четырех рек» (1930 г.)