Как работает дежурный по вокзалу?

У большинства людей аббревиатура ДСП ассоциируется совсем не с железной дорогой, и лишь немногие знают, что за этими безликими тремя буквами скрывается человек, который играет важную роль в организации перевозочного процесса. Так кто же такой этот ДСП?

На железной дороге издавна любят придумывать всякого рода аббревиатуры и сокращения. Это имело определенное практическое значение при использовании в качестве средства связи телеграфа. Но те времена давно прошли, а излюбленные сокращения продолжают существовать и сегодня. Как же расшифровывается сокращение ДСП?

Ж/Д профессии: кто такой ДСП?Как работает дежурный по вокзалу

ДСП — Дежурный по станции — сменный помощник начальника железнодорожной станции, единолично распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, контролем поездов на прилегающих к станции перегонах, а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта сети железных дорог.

Дежурный по станции является сменным руководителем на станции. Дежурный по станции — единственное лицо на станции, имеющее право принимать решения в области движения поездов.

Таким образом:

ДСП = служба Движения, Станция, Помощник

ДСП является единоличным руководителем движения поездов на станции и прилегающих к ней перегонах. Никто, кроме дежурного по железнодорожной станции, не имеет права отдавать распоряжений о приеме, пропуске и отправлении поездов и производстве манёвров на путях. Начальник станции и вышестоящие лица могут отдавать свои распоряжения только через дежурного по железнодорожной станции.

В распоряжении дежурного по железнодорожной станции находятся локомотивы, вагоны, а также иной специализированный подвижной состав, восстановительные, снегоуборочные и пожарные поезда, постоянные устройства пути, сигнализации, связи и т. п. ДСП является единственным полномочным командиром смены.

В его подчинении находится дежурный штат станции. Все работники смены, а также бригады поездных и маневровых локомотивов в оперативном порядке подчинены дежурному по железнодорожной станции и обязаны беспрекословно выполнять все его распоряжения.

Дежурный по железнодорожной станции должен организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнение плана перевозок. Рабочая смена ДСП длится 12 часов.

Читайте также:  Рекомендации о том, как пройти собеседование

Для того, чтобы дежурный по станции мог беспрепятственно выполнять свою работу, для него оборудуют пост электрической централизации. Пост электрической централизации — это помещение, в котором находится все оборудование для управления движением поездов. Главным рабочим инструментом дежурного по станции является пульт-табло, предназначенное для управления устройствами СЦБ.

Также пост ЭЦ оборудуется устройствами связи с поездным диспетчером, поездами и работниками на станции, микрофоном громкоговорящей связи.

На посту ЭЦ, помимо рабочего места ДСП, могут находиться рабочие места начальника станции, электромеханика СЦБ, пункт обогрева и приема пищи для составителей поездов и других работников, чье место работы находится на открытом воздухе, учебные помещения для студентов и практикантов, а также релейное помещение и мастерские для работы электромеханика.

Если станция является участковой, то зачастую в здании поста ЭЦ может находиться место поездного диспетчера. Однако, в последнее время такая практика применяется все реже и для работы поездных диспетчеров оборудуются диспетчерские центры управления перевозками (ДЦУП).

ДЦУП — диспетчерский центр управления перевозками, здесь работают коллеги ДСП — поездные диспетчеры. Как было сказано выше, главным рабочим инструментом дежурного по станции является пульт — табло. Пульт-табло представляет собой аппарат для управления всеми устройствами СЦБ на станции.

Пульт — табло бывают в различных исполнениях:

  • Пульт-табло УП — 1,2 (Унифицированный Пульт первой и второй модификации), ныне не выпускаются. Состоит из единого корпуса с нанесенной на него мнемосхемой станции, органов управления устройствами СЦБ и амперметром. Также пульт оборудуется телефоном, часами и звонком взреза. Для удобства работы ДСП такой пульт дополняется выносным столом. Такие пульты ставили на небольших станциях или разъездах, преимущественно с небольшим объемом поездной и маневровой работы.
  • Пульт-табло типа ППНБ и ППНБМ (Пульт — табло Панельное Наклонное Блочное и Пульт — табло Панельное Наклонное Блочное Модифицированное). Также представляет собой единую конструкцию с мнемосхемой станции и кнопками управления устройствами СЦБ. Также пульт оборудуется телефоном, часами и звонком взреза. Данный вид пультов применяется на небольших станциях с количеством стрелок до 30 штук, метрополитенах, а также в учебных заведениях (ПТУ, колледжи, техникумы, ВУЗы) в качестве тренажеров для обучения будущих работников.
  • Пульт — табло типа ТВБ и ТВБУ (Табло Выносное Блочное и Табло Выносное Блочное Унифицированное). Устанавливаются в комплекте с пультом — манипулятором ПМ — ЭЦ на крупных станциях с количеством стрелок от 30 штук. Представляет собой конструкцию в виде панели из блочных элементов, из которых набирается мнемосхема станции. Помимо мнемосхемы, на табло размещают вспомогательные кнопки, кнопки искусственной разделки маршрутов и др. Кнопки же управления стрелками и светофорами располагаются на пульте — манипуляторе.
  • Пульт — манипулятор ПМ — ЭЦ (Пульт Манипулятор Электрической Централизации). Устанавливается вместе с выносными табло ТВБ и ТВБУ. Представляет собой устройство для управления стрелками и сигналами. Состоит из следующих секций: наборная панель, стрелочная секция, секция связи, секция вспомогательного управления. Наборная панель предназначена для задания маршрута. На крупных станциях, в основном, реализована система маршрутного набора. Для набора маршрута необходимо нажать две кнопки — начало и конец маршрута. Наборная секция состоит из двух частей — маневровой и поездной. Кнопки управления светофорами имеют зеленый и красный цвет, а кнопки маневровых светофоров — белый.
Читайте также:  Как производится начисление зарплаты?

На сегодняшний день на железнодорожных станциях широко внедряются системы микропроцессорной централизации. Рабочее место ДСП на таких станциях представляет собой компьютер и совокупность ЖК-дисплеев, на которых отображается путевое развитие станции.

Существует особый тип станций, которые называются сортировочными. На таких станциях ведется работа по расформированию составов. Руководит этой работой дежурный по сортировочной горке — ДСПГ, о них мы поговорим в следующий раз.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d6b68081ee34f00ae53ba74/5d8f2461aad43600adecd933

Дежурный по Станции — это… Что такое Дежурный по Станции?

Дежурный по станции — это ответственный работник работы службы движения, распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта.

Права и обязанности

ДСП предоставлены исключительно большие права. Дежурный по станции единолично распоряжается движением поездов на станции и прилегающих к ней перегонах.

Никто, кроме дежурного по станции, не имеет права отдавать распоряжений о приеме, пропуске и отправлении поездов и производстве маневров на путях, по которым следуют организованные поезда или с которых возможен выход на пути или маршруты следования поездов.

Начальник станции и вышестоящие лица могут отдавать свои распоряжения только через дежурного по станции. В распоряжении дежурного по станции находятся локомотивы, вагоны, постоянные устройства пути, сигнализации, связи и т. п. Он является единственным полномочным командиром смены. В его подчинении находится дежурный штат станции.

Все работники смены, а также бригады поездных и маневровых локомотивов в оперативном порядке подчинены дежурному по станции и обязаны беспрекословно выполнять все его распоряжения. Дежурный по станции должен организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнения плана перевозок.

Дежурный по станции имеет право отстранить от работы подчиненного, если его оставление на дежурстве угрожает безопасности движения или влечет за собой срыв всей работы. Об этом он обязан немедленно доложить начальнику станции.

Читайте также:  Как уменьшить патент на страховые взносы?

Дежурный по станции несет полную ответственность за техническую работу станции и прежде всего за безопасность движения, выполнение графика и плана формирования, качество использования вверенных ему ресурсов.

Он отвечает не только за себя, но и за своих подчинённых, если будет установлено, что их упущения явились результатом отсутствия требовательности и контроля с его стороны.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/890541

Ссылка на основную публикацию