Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя.
Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.
Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?
Заказчик
Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:
- не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
- не принадлежит к оффшорным компаниям,
- также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.
15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.
Что регулирует 44-ФЗ?
- Планирование, мониторинг и аудит закупок.
- Отбор поставщиков.
- Заключение контрактов и их исполнение.
- Контроль закупок.
Что не регулирует 44-ФЗ?
- Закупки услуг у международных финансовых организаций.
- Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
- Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
- Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
- Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
- Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
- Плату за участие в закупках.
Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?
- Президент Российской Федерации;
- Правительство Российской Федерации;
- Федеральные органы исполнительной власти;
- «Росатом»;
- «Роскосмос»;
- Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Принципы контрактной системы
Важные определения
Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,
Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.
Zakupki — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.
Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.
- Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.
- Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.
- Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.
Единая Информационная Система (ЕИС)
Сейчас содержит
- Информацию о закупках, возможность их поиска,
- Шаблоны контрактов,
- Правила нормирования,
- Информацию о рыночных ценах на товары,
- Планы закупок, планы-графики,
- Отчетность по исполненным контрактам,
- Реестр недобросовестных поставщиков.
- Единая регистрация и реестр участников закупок.
- Единый каталог товаров, работ и услуг.
- Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).
- Независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.
Появится в 2021 году
- Электронное актирование и приемка.
- Подача жалоб.
Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти регистрацию в ЕИС.
Организация ЭДО
Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:
- Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
- Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.
Национальный режим
Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали.
Способы проведения закупок
В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.
Планирование
Основной документ заказчика — план-график. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. Документ формируется на 3 года. Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Публикуется в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.
Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.
В описании каждой закупки есть:
- Название, номер, требования к товарам и участникам,
- Способ закупки,
- НМЦ каждого контракта,
- Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
- Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
- Месяц и год объявления закупки,
- Информация о банковском сопровождении контракта,
- Применение критериев оценки закупки и др.
При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.
Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.
Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС.
Начальная цена контракта
Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты.
Главное в 44-ФЗ для начинающих
Государственные закупки — крупный рынок для поставщиков. В 2018 году в Единой информационной системе закупок были опубликованы госзакупки общим объемом более 8 трлн руб., из которых более 1 трлн руб. отдано малому бизнесу.
Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры: от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.
Кто может участвовать в госзакупках
В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.
Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые:
- Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
- Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
- Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
- Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
- Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
- Являются офшорной компанией.
- Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
- Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.
Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.
Дополнительные требования к участникам госзакупок
Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию.
Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99.
Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.
Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд.
Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности.
Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.
Преференции участникам
Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются:
- учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
- организациям инвалидов,
- поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
Виды закупок
Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:
- открытый конкурс
- конкурс с ограниченным участием
- двухэтапный конкурс
- электронный аукцион
- запрос предложений
- запрос котировок
- закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях).
В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:
- По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
- По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.
Что нужно для победы | Как участвовать | |
Аукцион | Наименьшая цена | Подать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе. |
Конкурс | Лучшее сочетание цены и условий исполнения | Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. |
Запрос котировок | Наименьшая цена | Отправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену. |
Запрос предложений | Лучшее сочетание цены и условий исполнения | Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок. |
Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.
Где проводят госзакупки
Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.
Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года.
Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.
Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств
При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК):
- если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
- если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.
Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.
Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту. Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК.
Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией. Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.
Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.
Снижение начальной цены контракта на 25%
Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:
- В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
- В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.
Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке.
Реестр недобросовестных поставщиков
Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.
Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:
- Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
- Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
- Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
- Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
- Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
При этом, если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в РНП. Включение в РНП можно оспорить в суде.
Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок.
Поэтому он подходит начинающим участникам. Но нужно помнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков.
44-ФЗ о закупках для начинающих
44-ФЗ — это федеральный закон, который регулирует сферу закупок. В документе описан весь порядок проведения закупочной деятельности, но если вы начинающий поставщик, то сложный текст закона может показаться чересчур запутанным.
Участники в закупках по 44-ФЗ
Участников закупок можно разделить на две группы: заказчики и поставщики. К первым относятся государственные и муниципальные организации (школы, фонды, больницы и т.д.), именно они выставляют заказы на товары и услуги. Ко вторым относятся поставщики, которые выполняют заказы (индивидуальные предприниматели и юридические лица).
К участникам косвенно можно отнести операторов электронных торговых площадок (ЭТП), где происходит закупочная деятельность. Кроме того, косвенно в закупках участвуют и федеральные органы власти: Минфин, ФАС, Рособоронзаказ, Росатом и Роскосмос. Вся сфера закупок регулируется этими органами власти.
Требования к участникам госзакупок
К поставщикам в системе государственных закупок законодательство выставляет определённые требования, и начинающий поставщик должен их знать. В первую очередь в качестве поставщиков могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Их участие в закупках может быть ограничено, если:
- индивидуальный предприниматель или организация находятся в процессе ликвидации;
- у участника есть недоимки по налогам, сборам и другие задолженности за прошедший год (если общая стоимость превышает 25% от стоимости активов);
- деятельность участника приостановлена;
- у участника присутствует решение об открытии конкурсного производства;
- индивидуальный предприниматель или организация признаны банкротом;
- у участника есть судимость за преступления в сфере экономики;
- участник входит в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчик может отказаться от составления контракта с исполнителем, если будет установлен факт нарушения правил. Поставщик же может обжаловать решение о своём отстранении или отказа заказчика от подписания контракта, если посчитает решение несправедливым.
Виды госзакупок
Заказчики выбирают поставщиков путём конкурентного определения. Законом выделены семь таких способов:
- Открытый конкурс.
- Конкурс с ограниченным участием.
- Двухэтапный конкурс.
- Электронный аукцион.
- Запрос котировок.
- Запрос предложений.
- Закупка товара у единственного поставщика.
Иногда заказчики при выборе опираются на наименьшую цену, иногда — на лучшее соотношение цены и условий.
Подрядчик выбирается по наименьшей цене, если способ определения — аукцион (торговый метод) или запрос котировок (неторговый метод). В первом случае поставщику, чтобы победить, нужно заполнить заявку без ошибок и постепенно снижать цену.
При этом заказчик выберет того исполнителя, чья цена в итоге окажется самой низкой. При составлении заявки на участие в запросе котировок, поставщик также описывает товар или услугу и выставляет стоимость, но при этом возможность снижения цены отсутствует. Заказчик также выбирает того исполнителя, чья цена окажется самой низкой.
Конкурс (торговый метод) и запрос предложений (неторговый метод) — это такие способы определения подрядчика, в которых победителем становится тот, кто соответствует всем требованиям и предлагает лучшие условия.
Любая торговая и неторговая процедура может проходить как в один, так и в несколько этапов. Кроме того, конкурсы и аукционы могут быть как открытыми, так и закрытыми, когда выставляются те или иные ограничения на участие.
Подготовиться к участию в госзакупках можно с помощью «Астрал.Тендер». Вас научат не только работе на электронных площадках, но и, при необходимости, специалисты возьмут торги в свои руки, предоставив вам уже готовые сделки.
Место проведения госзакупок
Все закупки по 44-ФЗ проводят исключительно в электронном виде. Процесс происходит на электронных торговых площадках — сайтах, где заказчики и поставщики могут взаимодействовать.
Тендеры проходят на следующих площадках: «Сбербанк АСТ», «Государственная тендерная площадка Росэлторг», «Электронная площадка торгов РТС тендер», «Национальная электронная площадка НЭП», «Электронная торговая площадка Заказ РФ», «Всероссийская универсальная площадка ЭТП РАД Госзакупки», «ЭТП ГПБ Электронная торговая площадка Газпромбанка», «Федеральная электронная площадка ТЭК-Торг», «ЭТП Гособоронзаказа АСТ ГОЗ».
Что потребуется для участия
Начинать работу с закупками можно только после подготовки. Первый этап подготовки к закупкам — это приобретение необходимых знаний, второй — необходимых инструментов. Для участия в торгах на электронных торговых площадках поставщик должен зарегистрироваться в ЕИС — сайте единой информационной системы в сфере закупок.
Один из основных инструментов в закупочной деятельности — это электронная подпись. Её применение обязательно для регистрации на ЕИС и ведения закупочной деятельности на площадках. При этом электронная подпись обязательно должна быть квалифицированной, такую ЭП выдают только аккредитованные удостоверяющие центры.
Как проходят закупки
Проведение госзакупок по 44-ФЗ происходит по определённой схеме, которая различается лишь некоторыми элементами (как, например, видом закупки). Для того чтобы схема была понятна даже для чайников, мы выделили в ней главные шаги:
- Публикация заказа.
Инициатор госзакупки — это заказчик. Он выставляет подробное техническое задание. В нём он отражает все требования к необходимому товару, услугам или работам. Кроме того, заказчик указывает цену и условия.
- Приём заявок.
Поставщики отправляют заявки на выполнение заказа, в которых указывают время его исполнения и другую важную для заказчика информацию. На этот этап уходит несколько дней, заказчик выставляет их самостоятельно.
- Выбор исполнителя.
Определение исполнителя заказа выполняется в соответствии с типом госзакупки, при этом всегда выбор падает на самое выгодное предложение. Это может быть конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений. Отбор может проходить в один или несколько этапов, что также определяет заказчик.
- Заключение контракта.
Как только заказчик выбирает исполнителя, они заключают контракт. Структура документа обязательно должна включать сроки оплаты, приёмки и оформления результатов приёмки. В контракте указываются дополнительные параметры, как, например, условия об ответственности заказчика и исполнителя.
- Выполнение заказа.
Поставщик выполняет заказ и предоставляет его результат. Товар или услуги которые предоставляет исполнитель, должны соответствовать оговорённым условиям, а работа должна быть выполнена в срок.
В госзакупках по 44-ФЗ задействовано множество процессов, лишь косвенно связанных с действиями поставщика. Простыми словами: для того чтобы начать работать с заказчиками, достаточно приобрести электронную подпись, зарегистрировать на портале ЕИС и найти подходящий заказ.
Для участия в госзакупках по 44-ФЗ нужно использовать квалифицированную электронную подпись. «Астрал-ЭТ» подходит для участия в торгах, работе на государственных порталах и ведения электронного документооборота. Подпись лучше использовать со специально настроенным тарифом: «Базис» или «Универсальный».
Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок
Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.
Федеральный закон № 44-ФЗ:
- закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
- даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
- регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
- устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
- определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.
Принципы и понятия единой контрактной системы
Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:
- Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
- Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
- Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
- Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
- Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
- Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.
Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:
- контрактной системы;
- процедуры определения поставщика;
- закупки товаров, работ и услуг;
- участника закупки;
- государственного и муниципального заказчика;
- государственного и муниципального контракта;
- органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
- эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
- совокупного годового объёма закупок;
- электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.
Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.
Требования к поставщикам и условия участия в закупках
Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:
- Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
- Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
- Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
- Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
- Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
- Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
- Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
- Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
- Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
- Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
- Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.
К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.
Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить.
Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.
Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.
Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.
Можно выделить два основных вида закупок:
- Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
- Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.
Подробнее о конкурентных закупках
Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.
Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.
Конкурсы проводятся:
- В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
- С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
- В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
- В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
- В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
- В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.
Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону.
Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов. Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.
Отличия закрытого аукциона от открытого:
- аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
- заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
- электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
- заявки подаются в запечатанном конверте;
- закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.
Другие способы конкурентных закупок:
- Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
- Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.
Заключение контракта
Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ. Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.
Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.
Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры.
Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта.
Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта. Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций.
Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.
Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.
Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.
44-ФЗ, с чего начать заказчику: организация работы и важные нюансы
Закупки по 44-ФЗ, с чего начать заказчику? Этот вопрос нередко возникает у тех, кто недавно стал контрактным управляющим и еще не имеет опыта проведения госзакупок. Возможно, такой человек даже слышал от опытных коллег, насколько тяжела эта работа, велика ответственность и сложность.
Конечно, в рамках небольшой статьи будет невозможно ответить на все вопросы, но об основных видах закупок, алгоритме и нюансах проведения мы расскажем. Это поможет еще не столь опытным управляющим организовать первые закупки без ошибок и получить положительный опыт проведения торгов.
Виды закупок по 44-ФЗ
Государственные заказчики имеют возможность проводить закупки товаров и работ для собственных нужд по нескольким схемам.
Для того чтобы иметь возможность предложить свои товары или услуги, поставщики должны получить аккредитацию на этих площадках и обзавестись электронной подписью – это первое, с чего надо начать потенциальному участнику торгов.
- Электронный аукцион Решение о допуске на аукцион принимается заказчиком на основании сведений из первой части заявки. Если заявка принята, то потенциальный поставщик в назначенное время допускается для участия в аукционе на торговой площадке. Само участие в процедуре предполагает, что продавцы падают предложения по цене объекта закупки, уменьшая их с шагом от 0,5 до 5 % от НМЦ. Торги продолжаются, пока поступают новые предложения. Если на протяжении 10 минут никто из участников не снизил цену в очередной раз, то победа присуждается субъекту, предложившему минимальную цену. Но предварительно изучается информация из вторых частей заявок, и только затем объявляется победитель. Потом следует процедура подписания контракта.
- Открытый конкурс Заявки поступают на конкурс в запечатанных конвертах. В предложениях участников содержится информация не только по цене товара или услуги, но и по другим параметрам, которые способны предоставить претендентам конкурентные преимущества, а именно опыт работы в данной сфере, профессионализм сотрудников, качество товара и услуги. Закупочная комиссия оценивает заявки по всем этим критериям и выбирает наиболее выгодное предложение.
- Запрос котировок Эта процедура отличается простой схемой и наименьшими временными затратами. Её применяют, если объект закупки представляет собой типовой товар или услугу при сумме контракта до 0,5 млн руб. Каждому участнику даётся возможность предоставить одну заявку со своим ценовым предложением. Затем заказчик выбирает наименьшую стоимость и заключает контракт с предложившим ее субъектом.
- Закупка у единственного поставщика Эту процедуру по 44-ФЗ заказчик должен начать с самостоятельного выбора поставщика. Обычно к такой схеме прибегают для небольших закупок до 100 000 руб. Закон обязывает с 1 марта 2019 года крупных заказчиков осуществлять закупки у единственного поставщика на Едином агрегаторе торгов «Березка». Закон устанавливает и ряд других процедур, в ходе которых государственный заказчик выбирает поставщика. Это конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но четыре вышеописанные схемы используются чаще всего.
Далее разберём, как проводится закупка с точки зрения покупателя по 44-ФЗ, с чего начать заказчику и как действовать правильно на при выборе поставщика.
Итак, для любого контрактного управляющего необходимо хорошо разбираться в нормативной базе, касающейся закупок в своей сфере.
На предприятии в обязательном порядке должно быть разработано Положение о контрактном управляющем, а также издаётся приказ о назначении КУ. Помимо этого, должны быть утверждены план закупок (ПЗ) и план-график закупок (ПГЗ). Эти документы являются основой, на котором в дальнейшем строится работа контрактного управляющего.
Начать следует с того, чтобы выделить первоочередные задачи. Потребуется определиться, какие объекты необходимо закупить прежде всего, в каком объёме, на какую сумму и в какие сроки. Затем нужно сверить, занесена ли данная закупка в план-график и когда именно.
После определения ближайшей цели можно составлять план действий.
- В первую очередь нужно определить схему, по которой будет проводиться выбор поставщика: аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика. Важно учесть все ограничивающие факторы, которые установлены законом для той или иной процедуры, в частности не попадает ли объект закупки в обязательный аукционный перечень. Алгоритм дальнейших действий распишем на примере электронного аукциона.
- Вторым шагом сверяемся с планом-графиком. Если закупка в нём присутствует, то уточняем, какая именно информация занесена в план-график – объем закупки, её стоимость. Затем следует поднять документы, обосновывающие цену контракта. Если вы убедились, что вся информация актуальна и нужные бумаги в наличии, можно приступать к составлению конкурсной документации.
- Если у вас нет опыта проведения государственных закупок, то лучше всего в качестве примера взять документацию с предыдущих торгов, что позволит вам не изобретать велосипед и в то же время включить всю нужную информацию. Все положения необходимо сверить с актуальной редакцией закона. Затем документацию потребуется согласовать.
- 44-ФЗ жёстко регламентирует этапы аукциона по срокам. Поэтому необходимо соблюдать временные рамки всех действий: прием заявок, их рассмотрение, дата проведения самого аукциона, оформление результатов. Удобнее всего рассчитать сроки таким образом, чтобы прием заявок заканчивался в утренние часы на 8-й день после того, как будет опубликовано извещение об аукционе. Таким образом у вас окажется достаточно времени, чтобы оформить первый протокол. Помимо этого, нужно принимать во внимание, что при размещении извещения в системе оно подвергается казначейскому контролю, на что также требуется время.
- Аукцион может состояться только при условии, что на него подается не менее 2 заявок. Если вы только начинаете свою деятельность в должности конкурсного управляющего, то интересно и полезно наблюдать за ходом торгов через личный кабинет, находясь онлайн на электронной площадке. Как только аукцион закончен, вам потребуется подвести итоги, сформировать и разместить протокол, содержащий результаты рассмотрения вторых частей заявок. Затем следует процедура подписания контракта с победителем. Функционал электронной площадки не позволит сделать этого раньше, нежели установлено законом. Поэтому нужно внимательно наблюдать за подсказками в личном кабинете, и тогда вы сделаете всё вовремя.
- После подписания контракта стороны приступают к его непосредственному исполнению. С 01 июля 2018 года в 44-ФЗ были внесены изменения, сократившие количество процедур, по которым потребуется размещать в системе отчеты по результатам закупок. В настоящее время такая обязанность осталась, если предметом закупки являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, по сохранению объектов культурного наследия. А также в том случае, если начальная минимальная цена контракта больше 1 млрд руб. Соответственно, объём работы контрактного управляющего по всем остальным закупкам будет меньше.
От КУ потребуются навыки быстро концентрироваться на сложных вопросах, быть внимательным при проведении процедур. Также нужен аналитический ум и очень хорошая память, потому что для такого специалиста недостаточно знаний в узкой сфере.
Помимо специфики своей отрасли, нужно хорошо разбираться и в тех вопросах, которые касаются непосредственно самой закупки. Любой контрактный управляющий должен быть одновременно и экономистом, и юристом.
Но при этом учителю или врачу, ведущему контракт, например, по сооружению здания, понадобятся знания в сфере строительства.
Нюансы, которые должен знать начинающий заказчик
Каким ещё требованиям должны соответствовать потенциальные поставщики
Закон предоставляет заказчикам право выбирать исполнителя, способного не только предложить лучшую цену, но и имеющего соответствующую репутацию на рынке, квалифицированный персонал, надлежащий опыт работы, определённый финансовый уровень и производственную базу и пр. Также заказчик может установить требование по наличию лицензии для выполнения определенных работ или выбирать исполнителя исключительно из числа принадлежащих к саморегулируемым организациям.
Подобные требования предъявляются к исполнителям работ в сфере капитального строительства, дорожного ремонта, при восстановительных работах на объектах культурного наследия, а также для прочих видов деятельности, список которых изложен в Постановлении Правительства № 99.
Если подобные требования к исполнителю содержатся в извещении, то участники конкурсной процедуры обязаны в своём личном кабинете на электронной площадке разместить документы, подтверждающие соответствие потенциального поставщика указанным параметрам. Сделать это необходимо до момента подачи заявки.
Если же объектом заказа является интеллектуальный продукт, права на который в итоге передаются заказчику, то исполнитель обязан предъявить патент, лицензионный договор или другой подобный документ, удостоверяющий его права на результаты интеллектуальной деятельности.
Государственное учреждение не должно выдвигать подобное требование, когда по его заказу создаётся или исполняется произведение литературы или искусства, в том числе прокат или показ фильма, автором которого являются отечественные субъекты.
Какие льготы могут быть предоставлены участникам закупок
44-ФЗ гарантирует определенные преференции ряду категорий экономических субъектов, участвующих в государственных закупках. Одной из таких категорий являются предприятия среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), которым госучреждения должны отдавать 15 % своих заказов.
Помимо вышеуказанных субъектов, на льготы в этой сфере могут рассчитывать:
- учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
- организации инвалидов,
- поставщики товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
- В каком порядке обеспечиваются заявка и контракт и как предоставляются гарантийные обязательства
44-ФЗ обязывает всех потенциальных поставщиков по государственным контрактам при подаче заявки внести определённую сумму на счёт заказчика (или предоставить банковскую гарантию), которая гарантирует серьезность намерений компании участвовать в конкурсе. Это так называемое обеспечение заявки, сумма которого устанавливается в зависимости от НМЦК:
- 0,5–1 % НМЦК при цене контракта 0–20 млн руб.;
- 0,5–5 % НМЦК при цене контракта свыше 20 млн руб.
По окончании торгов и выборе поставщика обеспечение заявки возвращается всем участникам. Ещё одна гарантийная сумма – обеспечение исполнения контракта – вносится поставщиком в виде денежной суммы или банковской гарантии при подписании контракта.
Таким образом продавец подкрепляет свои обязательства по договору. Данная гарантийная сумма устанавливается на уровне 10–30 % от НМЦК. После того как поставщик в полной мере выполняет свои обязательства по контракту, заказчик возвращает ему эти деньги.
Существуют дополнительные гарантийные обязательства, которые заказчик имеет право потребовать обеспечить. Это значит, что исполнитель должен будет перечислить на счёт покупателя ещё одну сумму – в пределах 10 % НМЦК – в качестве гарантии по объекту поставки. И только после этого будет подписан акт приемки товара (работ).
Каковы условия по уменьшению начальной цены контракта на 25 %
В ходе торгов начальная минимальная цена контракта может быть существенно снижена. Если победитель конкурса предложил стоимость, более чем на 25 % отличающуюся от начальной, то он подпадает под антидемпинговые меры.
Это означает, что обеспечение контракта для такого поставщика существенно возрастет – в 1,5 раза. При цене договора свыше 15 млн руб. это условие является обязательным.
При меньшей стоимости контракта исполнитель вправе внести обеспечение в обычном размере, но при этом он должен предоставить документальное подтверждение своей добросовестности. Таковым считаются три в полной мере реализованных (без неустоек и прочих санкций) контракта за последние 3 года.
В то же время хотя бы одна из сделок должна быть проведена по цене, которая меньше НМЦ настоящего контракта не более чем на 20 %.
Ещё одной антидемпинговой мерой является то, что поставщик, предложивший сниженную более чем на 25 % цену, теряет право на аванс, даже если он был заявлен в документации по закупке.
В каком случае исполнитель попадает в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)
- Субъект, победивший в конкурсе, но не исполнивший своих обязательств, вносится заказчиком в вышеуказанный реестр.
- Если стороны пришли к соглашению и добровольно расторгли контракт, то исполнителю не грозит попасть в РНП.
- Экономический агент, занесённый в РНП, лишается допуска к государственным закупкам по 44-ФЗ и прочим, если заказчик сочтет необходимым выдвинуть подобное требование.